«ТУРПОМОЩЬ» рассказала «Коммерсанту» о практике туроператорских банкротств

1 марта 2018 года в Москве, в гостинице "Марриотт Ройал Аврора", прошла конференция "Банкротство: законодательство, опыт, практика", организованная издательским домом "Коммерсантъ". В этом году в поле зрения экспертов попали тонкости реализации банкротных процедур и подготовка к ним.

 

Участники, среди которых был председатель комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Анатолий Аксаков, президент Российского общества оценщиков, член экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности Минэкономразвития России Светлана Табакова, директор юридического департамента ЮниКредит Банка Наталия Окунева, руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин, Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» Александр Осауленко, обсудили актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере банкротстве и современные инструменты управления рисками, а также новые возможности в сфере прав кредитора.

 

В практических кейсах эксперты рассмотрели возможные конфликты кредиторов в рамках банкротных процедур на примере практики «ЮниКредит Банка», категории  кредиторных споров, вопросы субсидиарной ответственности как крайней меры для защиты интересов кредиторов, разобралисложные случаи поиска и оценки имущества в процедуре банкротства и последние тенденции на оценочном рынке в целом. Говорили и о проблеме поиска активов в процессе процедуры банкротства как о средстве, которое призвано помогать кредиторам, и о роли арбитражного управляющего в проведении банкротства.

 

Директор Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» Александр Осауленко коснулся вопроса особенностей процедуры банкротства и ответственности перед кредиторами на туристическом рынке, но не столько о решении тех последствий, которые возникают в процессе банкротства предприятий на рынке туризма, сколько с точки зрения того, как в отрасли подошли к решению вопроса предупреждения возникновения подобных потребительских конфликтов. «Напомню, что в 2010 и 2011 гг. была серия очень крупных банкротств  туроператоров, десятки тысяч туристов оказались за рубежом, что вызвало необходимость вмешательства государства и принятия законопроекта, который описывал бы механизм по недопущению подобных ситуаций. В виду чего и была создана единая организация в лице Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» с элементами СРО, на базе которой началось формирование Резервного (компенсационного) фонда, средства из которого должны расходоваться на вывоз туристов из-за рубежа. Этот механизм получил дальнейшее развитие: так ответственность стала не только коллективной, но и персональной. Уже с 1 января 2017 года механизм стал включать в себя и фонды персональной ответственности, где каждое юрлицо формирует в определенном объеме в срок до 7 лет свой фонд персональной ответственности, способный защитить не только туриста, находящегося за рубежом, но и средства туристов, которые приобрели турпродукт, но еще не воспользовались им». 

При этом Александр Осауленко обратил внимание присутствующих на интересную динамику: если в 2014 году в общей сложности было 27 банкротств, то за 2017 год случилось  всего 3 банкротства. «Механизм сработал таким образом, что теперь компания подходящая к черте банкротства, старается максимально выполнить свои обязательства перед кредитором, то есть перед туристом. И если в 2014 году мы потратили почти 300 млн рублей средств, то в 2016 и 2017 годах даже с учетом 8 суммарных банкротств, мы не потратили ничего из средств фондов туроператоров, и все потребительские конфликты в большинстве своем были решены в пользу потребителя», - добавил Александр Осауленко.