9 октября 2019 года состоялась встреча Дирекции Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» с представителями средств массовой информации по вопросам эффективности механизмов защиты прав туристов и их дальнейшего развития.
Участниками встречи, приуроченной к 7-летию Объединения, стали представители ведущих отраслевых изданий, которые получили возможность задать актуальные вопросы руководству «ТУРПОМОЩИ».
Открывая встречу, директор Ассоциации Александр Осауленко рассказал о текущих объёмах фондов «ТУРПОМОЩИ» (на сегодняшний день совокупный размер фонда персональной ответственности туроператоров составляет 1,525 млрд рублей, размер резервного фонда – 408,6 млн рублей), о правилах их формирования и расходования. Напомним, что с 1 января 2017 года действует механизм формирования фондов персональной ответственности туроператоров на базе Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ». Впервые, в порядке, определенном законом, был использован механизм выплат пострадавшим туристам из фонда персональной ответственности. Отметим, что за последние полтора года череда банкротств страховых компаний и отказ части оставшихся на рынке страховщиков от страхования туроператорского бизнеса поставили рынок перед фактом: на сегодняшний день дополнительным средством защиты потребителя и бизнеса зачастую выступает именно фонд персональной ответственности туроператора.
При этом директор «ТУРПОМОЩИ» подчеркнул, что туроператоры имеют возможность наполнять свои фонды до максимального размера с целью получения освобождения от необходимости уплаты взносов в фонды, так в прошлом году 2 компании сформировали фонд в должном объёме, в этом году к ним присоединились ещё 9 туроператоров. Напомним, сегодня членами Ассоциации «ТУРОПОМОЩЬ» являются 603 компании, 523 из них осуществляют туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и участвуют в процессе формирования фондов, контроля и расходования этих средств.
Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин рассказал о законодательных инициативах «ТУРПОМОЩИ» и РСТ, направленных на разрешение проблемы банкротств страховых компаний, когда под угрозой оказывается туроператор, не имеющий возможности оперативной смены страховщика, подчеркнув, что нормативно-правовое обеспечение в этом вопросе требует доработки. Ещё одна важнейшая инициатива - взаимодействие Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» со страховщиками в части формирования реестра требований.
Коснулись и темы безопасности туриста, в частности, зарубежных моделей защиты прав потребителя на рынке туристических услуг на фоне недавнего заявления о банкротстве старейшего мирового туроператора. Говоря о степени устойчивости российского рынка, вице-президент РСТ заявил, что российские туроператоры «Библио-глобус» и «Интурист» не испытывают финансовых трудностей в связи с ситуацией на британском рынке, поскольку являются самостоятельными юридическими лицами и операционная деятельность данных компаний не связана с британскими партнёрами. Кроме того, механизм снижения рисков уже существует, важно научиться грамотно им управлять.
Говоря об итогах работы «ТУРПОМОЩИ» за 7-летний период, дирекция рассказала и об успешно реализованном совместно с Федеральным агентством по туризму проекте «горячая линия». Объединённый колл-центр за 5 месяцев работы в тестовом режиме принял почти 5000 вызовов от граждан России и представителей туристического бизнеса. Так, туристов, обратившихся на «горячую линию», интересовали вопросы потребительских конфликтов, безопасности жизни и здоровья, правил въезда, а также оформления проездных документов и таможенных требований.
В период пиковых нагрузок, связанных с отменой авиасообщения между Россией и Грузией, на линию поступило более 700 обращений граждан, с учётом роста потока российских туристов в Турцию увеличилось количество обращений по вопросам безопасности на турецких курортах, жалоб на овербукинг, по вопросам, требующим профессиональной юридической консультации. На фоне известий о ликвидации туроператорской компании Thomas Cook на «горячую линию» поступило порядка 100 обращений как от выезжающих на отдых туристов, так и от представителей турагентского сегмента. По оценкам участников проекта справочно-информационная система колл-центра показала свою эффективность и в дальнейшем может быть усовершенствована и расширена.
В ходе встречи также состоялась презентация бета-версии нового информационного продукта «ТУРПОМОЩИ» - мобильного приложения «Помощник туриста» - функционального ПО, решающего целый ряд актуальных задач.
В финале встречи представители СМИ получили приглашение на IV Всероссийский Конгресс туроператоров и турагентов, который пройдёт в Сочи с 20 по 23 ноября 2019 года. Стоит отметить, что сегодня Конгресс вызывает широкий интерес со стороны региональных и федеральных органов как площадка для конструктивного диалога бизнеса и власти.