Фингарантии в деле: выдержат ли они внезапные кризисы?

На 2-м Международном конгрессе туроператоров, который пройдет в Минске с 9 по 11 октября, среди ряда вопросов, которые волнуют турбизнес, особое внимание будет уделено и проблемам защиты туристов и механизмам фондов ответственности. Вопросы финансовых гарантий и их устойчивости перед лицом внезапных кризисов остаются актуальными, особенно на фоне прошлых банкротств крупных туристических компаний. Какие нерешенные проблемы и риски существуют в этой области? Об и другом в материале пресс-службы РСТИ. 
 

О том, как работает защита туристов в России рассказал председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.

 

В России туристов защищает система "Турпомощи" с двумя фондами: Резервный фонд для экстренной эвакуации туристов и Персональный фонд (ФПО) для компенсации ущерба. 

Резервный фонд (более 500 млн рублей) самодостаточен и пополняется за счет процентов с депозитов и взносов новых участников (от 50 до 500 тыс.руб). При отсутствии потребительских конфликтов туроператоры платят символический взнос в 1 рубль.

Максимальная сумма, которую мы использовали за все годы — 290 миллионов в 2014 году, - говорит Юрий Барзыкин.Мы даже вывели формулу "самодостаточности", которая показывает, что даже в случае самого крупного потребительского конфликта нам хватит 300 миллионов, чтобы его решить. Поэтому инициировали изменения в закон: если средств в резервном фонде достаточно и они не расходовались в предыдущем году, туроператоры освобождаются от уплаты взносов". 

Персональный фонд — это индивидуальная ответственность каждого туроператора за неисполненные обязательства перед своими туристами. “И тут мы активно боремся за персонализацию, чтобы каждый отвечал за свои действия сам, - подчеркивает Юрий Барзыкин. - Если создать общий фонд, за нерадивых будут платить ответственные. Это уже испытано в мировой практике”. Поэтому взносы идут на личный счет туроператора в ФПО, который размещается на депозите и приносит процентный доход. Если сумма достигает 7% от стоимости турпродуктов за прошлый год, оператор освобождается от страхования и банковских гарантий. Почти половина туроператоров уже достигла этого уровня.

 

С 2017 года на компенсации туристам было потрачено 232 млн рублей, тогда как в ФПО аккумулировано более 2 млрд. Это подтверждает эффективность системы, особенно в условиях роста требований страховых компаний, с которыми справляются только крупные игроки рынка.


Но и этот механизм не идеален. И сейчас экспертное сообщество предлагает установить лимит ФПО на уровне 350 млн рублей и предусмотреть возможность переводить “излишки” туроператору. А также расширить перечень ситуаций, в которых туроператор может использовать свою “подушку безопасности”, в том числе, чтобы справиться с финансовыми трудностями, выйти из пике с обязательством восполнить фонд в следующем квартале, иначе их деятельность будет приостановлена. 
 

Подробнее: https://protourism.by/news/