РЕФОРМЫ ТУРОТРАСЛИ: КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ ИЛИ ФОРМАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ?

Во исполнение решений, принятых в рамках заседания подгруппы «Безопасность и защита прав туристов» Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Туризм», состоявшегося под руководством Д.В. Демешина 26 марта 2025 года, профессиональное сообщество направило обоснованные предложения согласно пунктам Протокола №1: ДОКУМЕНТ. Ряд участников рабочей группы и экспертов также внесли свои замечания и комментарии по данному документу, обеспечив всестороннее обсуждение.

 

Эти предложения охватывают широкий спектр актуальных вопросов: от функционирования ГИС «Электронная путевка» и механизма финансовых гарантий до предложений по внесению изменений в федеральное законодательство и расширения возможностей для устойчивого развития туротрасли. Тем не менее в ходе дальнейшей проработки ряда инициатив возникли вопросы, связанные с механизмами обсуждения и реализации решений, поднимаемых в рамках подгруппы.

 

На фоне усилий по развитию системы защиты прав туристов и улучшению нормативной базы, профессиональное сообщество обращает внимание на необходимость более глубокого и открытого диалога, в том числе с привлечением всех заинтересованных сторон.

 

Формальные процедуры при недостатке содержательного обсуждения

Одной из проблем, вызывающих обеспокоенность у представителей турбизнеса и экспертного сообщества, является ограниченность доступа к процессам формирования принимаемых решений. В ряде случаев участники рабочей группы не получают проекты протоколов или резолюций на предварительное рассмотрение, а фактически ставятся перед уже оформленным решением, зачастую обозначенным как «единогласное», несмотря на наличие иных точек зрения, высказанных в ходе дискуссий.

 

Особое непонимание вызывает и тот факт, что Национальный Союз Профессионалов Туриндустрии, консолидирующий ключевых игроков рынка, а также Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ», организация, отвечающая за безопасность и эвакуацию туристов, остаются на периферии дискуссий, несмотря на неоднократные инициативы с их стороны. При этом в каждом кризисном случае именно к этим объединениям обращаются в первую очередь для оперативного решения экстренных вопросов защиты туристов.

 

Отсутствие полноценной коммуникации и согласования решений снижает качество выработки стратегических подходов и не отражает реальную картину в отрасли. Такой подход воспринимается профессиональным сообществом не как отказ от сотрудничества, а скорее как ограничение конструктивного участия в формировании условий и направлений устойчивого развития российского туризма.

 

Работает – не ломай: совершенствование существующих механизмов

Важнейшее значение для устойчивости отрасли имеет система финансовых гарантий. С 2017 года механизмы фондов персональной ответственности (ФПО) продемонстрировали высокую эффективность — до 100% покрытие обязательств туроператоров перед туристами. Существующая система, основанная на прозрачности, подотчетности и оперативности решений, признана успешной не только на уровне судебной практики, но и, в первую очередь, по оценке самих участников рынка и непосредственно туристов.  

Однако вопреки как отлаженной практике, так и международным стандартам, предлагается перераспределение управления средствами ФПО в пользу государственных или коммерческих структур. По мнению экспертов, данное предложение несет риски утраты оперативности, роста административной нагрузки и ослабления социальной направленности механизмов. Вместо этого отрасли предлагают уйти от персонализации, достаточности и возвратности данных средств к формированию общего «колхозного» фонда, условно, для решения стимулирования внутренних инвестиций, повышения стандартов обслуживания и поддержки социально значимых программ. Однако никто не объясняет, почему финансирование проектов одних компаний должно осуществляться за счет средств других и как это повлияет на безопасность туристов.

 

Потребность в системной доработке законодательных инициатив

Ряд инициатив, обсуждаемых в рамках подгруппы, затрагивает фундаментальные элементы правового регулирования, включая определение туристского продукта и разграничение ответственности участников туристического рынка. При этом предлагаемые изменения требуют не только правовой экспертизы, но и широкой оценки их воздействия на экономику отрасли, защиту прав потребителей и устойчивость малого и среднего бизнеса.

 

Так, предлагаемые корректировки в понятие «туристский продукт» и ответственность турагентов могут привести к увеличению административной нагрузки на малые компании и индивидуальных предпринимателей, росту стоимости туров для конечного потребителя и снижению доступности туризма в регионах, а соответственно – ослабить степень защищенности туристов.

 

Важно, чтобы в таких вопросах решения формировались на основе комплексной оценки — с учётом правоприменительной практики, финансовых последствий и мнения всех заинтересованных сторон. Так, по итогам заседания Экспертного Совета Российского союза туриндустрии, состоявшегося 2 июня 2025 года, участники, обсудив предложения различных комитетов РСТ к проекту закона «О туризме», пришли к выводу, что делать окончательные заключения преждевременно. На текущий момент проект закона (не представленный официально и доступный лишь ограниченному кругу лиц) вызывает множество вопросов, а у отрасли отсутствует четкое понимание необходимости столь глубокой законодательной реформы.

 

Необходимость открытого диалога

Профессиональное сообщество выражает постоянную заинтересованность участвовать в работе подгруппы и вносить свой вклад в развитие туристской отрасли. В то же время важно подчеркнуть необходимость обеспечения подлинного содержательного диалога, системности в обсуждении инициатив и открытости при неизменном соблюдении высоких стандартов безопасности туристов.

 

Развитие туризма — это сложный, многогранный процесс, требующий согласованных усилий государства, бизнеса и профессиональных общественных структур. Только при равноправном взаимодействии и уважении к экспертному мнению можно достичь тех целей, которые обозначены в национальных стратегиях и других программных документах.

 

Туризм должен развиваться не формально, а с реальной пользой для граждан, отрасли и экономики страны в целом. При этом принимаемые решения по вопросам безопасности туристов ни в коем случае не должны становиться формальностью.